Функциональная грамотность

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать

все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки

для решения максимально широкого диапазона жизненных задач

в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев, советский и российский лингвист, психолог,

доктор психологических наук, доктор филологических наук 

Направления функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; пониматьЭто изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - L0OcYke_z_Q-1024x1024.jpg особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

5. Креативное мышление – умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

6. Глобальные компетенции: критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Они включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению,  формированию и оценке функциональной грамотности

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5-2.pngПостановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 “Об организации работы по повышению функциональной грамотности”

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 “О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности”

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.10.2022 № 1936-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18.01.2022 № 03-28-357/22-0-0 «О проведении работы по функциональной грамотности для 6-х классов»

Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге_январь 2022 года

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Красносельского района Санкт‑Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год

Письмо отдела образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 13.02.2023 № 18-17-180/23 “О проведении тренировочных работ по оценке функциональной грамотности обучающихся 6-9 классов на портале РЭШ”

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_219.png

План мероприятий государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 219 Красносельского района Санкт-Петербурга, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023 – 2024 учебный год

Приказ ГБОУ школы № 219 от 29.11.2021 № 86-од “О внедрении электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классах в урочную и внеурочную деятельность в 2021-2022 учебном году”

Приказ ГБОУ школы № 219 от 28.02.2022 № 213-од “Об организации проведения региональной диагностической работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 7 классов”

Приказ ГБОУ школы № 219 от 23.03.2022 № 237- од “О проведении второго этапа внедрения электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов в урочную и внеурочную деятельность”

Приказ ГБОУ школы № 219 от 11.05.2022 № 276-од “Об организации и проведении апробации заданий по функциональной грамотности (направление “финансовая грамотность”) для обучающихся 5-9 классов”

Приказ ГБОУ школы № 219 от 13.02.2023 № 256-од “О проведении тренировочных работ по оценке функциональной грамотности обучающихся 6-9 классов”

29 марта 2022 г. в школе состоялся педагогический совет по теме “Формирование функциональной грамотности обучающихся: системный подход в контексте обновленных ФГОС”

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - maxresdefault.jpg

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Региональный проект «Новое качество образования: фестиваль лучших образовательных практик». ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Электронные банки заданий для развития функциональной грамотности

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

Открытый банк заданий ФГБНУ ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Открытые задания PISA

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA